Российская премьера программы, на сцене 40 музыкантов
GORAN BREGOVIC
"ALCOHOL" - wedding and funeral band
Горан Брегович о программе:
Программа концертов в Санкт-Петербурге и Москве – это коктейль из моей киномузыки, литургии"My Heart Has Become Tolerant", цыганской оперы "Karmen With A Happy End", фрагментов "Tales And Songs From Weddings And Funerals", а так же из произведений нового альбома - "Alcohol". Мой новый диск будет живой записью. Он будет состоять из двух частей: первая - СЛИВОВИЦА - по названию нашего национального напитка, сливового бренди. Эта часть записана в Гуче летом 2007. Гуча - маленький город в Сербии (20.000 жителей), в котором ежегодно в августе проводятся конкурсные выступления духовых ансамблей, привлекающие до 150.000 слушателей, Зрители, скрываясь под сенью палаток от палящего солнца, пьют, едят мясо гриль и кислую капусту по-сербски, снова пьют, слушают музыку и снова пьют - и так в течение 3х дней... Отсюда и название. Песни, записанные в Гуче, ранее не издавались, их полагается слушать и танцевать вкупе с обильным потреблением крепких напитков. Вторая часть альбома - ШАМПАНСКОЕ - будет иметь более сложную структуру - и пока находится в стадии завершения – возможно, это будет новая версия моей пьесы "Три письма"… Также в нее войдет запись вечеринки в моей белградской студии. Здесь предполагается сопровождение из более мягкой выпивки и приглушенный свет, что, как я надеюсь, вызовет у слушателей прилив наслаждения, подобный тому, который я испытал во время записи. Вместе с моими музыкантами в программе принимают участие мужской хор "ПЕРЕСВЕТ" из Москвы и струнный оркестр из Санкт-Петербурга.
Года три назад во время пития чая с одним сербским бизнесменом я признался собеседнику в нежном отношении к балканской культуре вообще и музыке Горана Бреговича в частности. Мой визави стал размахивать руками, после чего сказал: "Брегович... то бил наш Микджагер", - и достал из заветного шкафчика бутылку какого-то очень фруктового и очень крепкого национального напитка. А на следующий день прислал мне с курьером в подарок старую кассету с записью первого альбома главной рок-группы Югославии 70-80-х годов - "Биело Дугме" ("Белая пуговица").
Горан Брегович родился в Сараево. В нем сплавились все противоречия СФРЮ: наполовину серб, наполовину хорват, женатый на мусульманке. Он начал играть рок в 1966-м, поменял несколько любительских составов; из последнего, группы "Ютро", и получилась "Пуговица".
Горан Брегович
Первая их пластинка вышла в 1974-м; последняя - в 1988-м. Брега (так его зовут на родине) был настоящей рок-звездой: он зарабатывал своим рок-н-роллом по тем временам большие деньги, покупал автомобили, яхты, устраивал гулянки по рок-н-ролльному (потому замечание о Джаггере верно не только в части музыки!).
Ошибкой будет считать, что именно Эмир Кустурица ввел Брегу в мир кино. Все началось еще в 1977 году, с комедии Здравко Рандича "Облако бабочек" (1977). Но именно Эмир прославил его, ввел в мировую киноэлиту. "Время цыган" Кустурицы - первый в истории кинематографа фильм о цыганах с диалогами на романэ, цыганском языке. И с цыганской музыкой. Которую написал Брега.
Альбом с саундтреком ко "Времени цыган" сразу занял в хит-парадах жанра world music не первые, но высокие позиции. Брега сплавил безудержный цыганский мелос, напевы балканских славян и рок-ритмику. Этим рецептом он пользовался довольно долго и со все возраставшим успехом.
Потом Кустурица уехал в Америку... А в начале 1994-го он сделал фильм Arizona Dream, на звуковой дорожке к которому появилась In A Death Car в исполнении Игги Попа, быстро ставшая международным хитом. После нее Брегу узнали как кинокомпозитора-профессионала. Его стали приглашать французы (за пару лет - четыре картины, в том числе "Королева Марго" с Изабель Аджани). После "Аризоны" он добавил в проверенный временем рецепт еще один компонент - приглашенную звезду. В "Марго" эту роль на себя взяла израильская йеменка Офра Хаза, причем в качестве не только исполнителя, но и соавтора.
Когда в 1995-м Кустурица затеял новый кинопроект, Брега немедленно встал под его знамена. Это был фильм "Была когда-то одна страна", во всем цивилизованном мире известный как Underground, или "Подполье". Вместо политической драмы Кустурица устроил полную фантасмагорию - музыка была соответствующая. В ней куда меньше рока, куда больше фольклора - "Калашников", стилизованный под народный танец, и потрясающая Ausencia в исполнении настоящей звезды "world music" Сезарии Эворы. Саундтрек к "Подполью" стал одной из лучших пластинок 1995-96 годов. Горан, в отличие от друга-режиссера, не имел вообще никаких политических взглядов, кроме глубочайшего отвращения к политике и политикам. Оттого-то и саундтрек оказался, может быть, более интересным и цельным, чем собственно фильм.
"Подполье" стало последним плодом сотрудничества Бреги и Кусты. Началось с того, что Кустурица сделал публичное заявление о том, что не будет больше снимать кино, а Брега работал в кино все больше и больше. Когда Куста все же решил снять новое кино, он уже не обратился к Бреге, а вспомнил о старых приятелях, группе No Smoking Orchestra, с которой периодически играл. Но об этом уже очень хорошо известно.
Брегович не перестает выдавать и чисто музыкальные продукты. Появилось как минимум четыре его сборника (Ederlezi, P. S., Songbook и Music For Films), каждый из которых почти что в точности повторяет другой; вышли три диска-сотрудничества - с греческой звездой Георгиу Даларасом, с турчанкой Сезен Аксу, с полячкой Кайей (турецкий чуть экзотичнее, греческий за счет удивительного тембра голоса Далараса и инструмента бузуки много лучше, польский совсем роковый). В прошлом году ему исполнилось 50 - самый рабочий возраст, шутит Брега. Он пишет музыку для голландских, бельгийских, румынских, польских, француских, английских фильмов и гастролирует по миру с оркестром, названным "Свадьбы и похороны". Он играет музыку цыган, но не чисто этническую, а пропущенную сквозь призму его, Брегиного, восприятия. В каждой новой стране он привлекает к сотрудничеству местных музыкантов. На концерты в Театре им. Моссовета (15 и 16 апреля) он привез поляков и болгар, с нашей стороны присутствует мужской хор "Пересвет".
В последнее время в Москве чуть ли не каждую неделю играли какие-то сербы - начиная с кустурицыных "некурильщиков", на поверку оказавшихся просто веселыми раздолбаями, и заканчивая оркестром Бориса Ковача - клубным составом из тех, каких по нескольку в любом приморском городке на Адриатике. Как теперь выясняется, все это было просто растянутым по времени разогревающим первым отделением - в концерте Бреговича, самого главного музыкального серба.