ДЖИВАН ГАСПАРЯН & Дживан (младший). Дудук. Автор саундтреков к фильмам
"Последнее искушение Христа" и "Гладиатор". Премия "Золотой глобус", 2001 г.
1 июня в Московском международном Доме музыки с новой программой выступит легендарный виртуоз игры на дудуке – Дживан Гаспарян. Впервые на сцену вместе с маэстро выйдет внук Дживана Гаспаряна – Дживан (младший).
«Дудук» – в переводе с армянского значит «душа абрикосового дерева». Именно оно, как утверждают ученые, обладает уникальной способностью резонировать. Считается, что именно дудук своим теплым, мягким, слегка приглушенным звучанием и бархатистым тембром способен выразить душу армянского народа. «Понять и ощутить сполна, что же такое дудук, можно только хотя бы раз услышав его. А услышав, хочется рассказать непосвещенным, что музыка дудука – это то, как поют горы или разговаривают деревья, как плачут старики или радуются дети, сражаются воины или играют свадьбы», – говорит сам Дживан Гаспарян о своем музыкальном инструменте.
Этот музыкальный инструмент попал в руки Дживану в шестилетнем возрасте. В детском доме он заменил и родителей, близких и друзей. Учиться игре на дудуке пришлось самостоятельно, слушая лишь игру мастеров и свое сердце… Сегодня этот человек не нуждается в представлении. Музыкальные достижения Дживана Гаспаряна признаны не только в Армении – музыкант удостоен звания Народного Артиста Армении и Профессора Ереванской консерватории, но и в мировом музыкальном сообществе имя Гаспаряна вписано золотыми буквами в музыкальную историю. В 2002 году Гаспаряну вручили премию «World Music Expo» – «За заслуги перед музыкальным искусством». Также этническое звучание армянского дудука украсило композиции таких знаменитых музыкантов, как Питер Гебриел, Лаойонел Ричи, Брайан Мэй, Майкл Брук, Брайн Ино, Борис Гребенщиков. Диски, записанные совместно с этими музыкантами, разошлись по миру миллионными тиражами. Нельзя не упомянуть и премию «Золотой глобус» за саунд-трек к знаменитому фильму «Гладиатор»: в написании музыкального сопровождения композитор картины Ханс Циммер обратился к волшебному звучанию дудка и, конечно, никто кроме Дживана Гаспаряна не мог передать тот глубокий фантастический голос настоящего дудука! В фильмографии Гаспаряна – работы над фильмами «Последние искушение Христа», «Фрески», «Ворон», «Русский дом» и другие. Сегодня нельзя представить себе Дживана Гаспаряна без дудка, впрочем, как и дудук без Дживана Гаспаряна.
В Зале Чайковского выступил Дживан Гаспарян
Последний раз Дживан Гаспарян, главный фольклорный исполнитель Армении, играющий на дудуке (народном армянском духовом инструменте), выступал в Москве 15 лет назад. Время было, прямо скажем, не самое "фольклорное"- "музыку народов СССР" (советский вариант world music) наши меломаны тогда считали инструментом пропаганды, и была она не то что "третьим сортом", а как бы искусством вне всякого сорта вообще. Не знаю, как принимали Гаспаряна тогда, - наверное, не без уважения - но уж, конечно, ни о какой сенсации не могло быть и речи.
На позавчерашнем же аншлаговом концерте публика, причем не только армянская диаспора, слушала Гаспаряна затаив дыхание и после каждой пьесы разражалась аплодисментами. 73-летний Дживан-джан вернулся к нам самой настоящей звездой - теперь уже звездой модного и перспективного стиля world music. Он соавтор композитора Ханса Циммера в работе над саундтреком фильма "Гладиатор" ("Они попросили меня что-то сыграть, и я импровизировал полчаса", - говорит маэстро), а всего за неполные десять лет озвучил семнадцать фильмов. Играл на альбомах Питера Гэбриэла, выпустил диск на фирме Real World - главном фольклорном лейбле мира и так далее. Пиратские варианты его дисков легко найти на “митинских” лотках, где они лежат рядом с бутлегерскими Deep Forest, Era или Sacred Spirit. "Ладно, если бы делали хорошо!" - возмущается Гаспарян.
В принципе, дудук даже в пресловутой попсе используется не так уж редко (например, Enigma), наряду с австралийским диджериду (по которому из-за его неземного звука неровно дышат авант-электронщики вроде Aphex Twin), он является одним из самых востребованных этнических инструментов. Но, хотя этот инструмент из абрикосового дерева и камыша не является для уха меломана тайной за семью печатями, живое выступление ансамбля дудукистов во главе с Гаспаряном, играющего народные мелодии, производит сильное впечатление. Теплый, богатый обертонами, почти человеческий голос этого инструмента, плюс очень красивые мелодии, невероятно сложные ритмические рисунки и прозрачные аранжировки могут повергнуть любого слушателя - даже неподготовленного - в состояние детского восторга. Тем более что Гаспарян умудряется на свирели петь птичьими голосами.
Дудук изобрели в III веке, в 20-х годах XX слегка модернизировали, и сейчас он существует в двух основных разновидностях (их строй отличается на один тон). Тот дудук, на котором играет Гаспарян, живет у него уже сорок лет. Еще маэстро играет на зурде, свирели, кларнете и поет высоким голосом. Его вокальные пьесы также были приняты московской публикой с энтузиазмом.
Вообще, главным в прошедшем концерте было ощущение прикосновения к истории. Древняя музыка, исполненная на аутентичных инструментах, - это как экспонат в музее. Казалось бы, звук самый недолговечный материал, он рождается, когда музыкант берет инструмент в руки, и умирает, когда мелодия сыграна. Но в то же время он бессмертен, ибо краски на картине тускнеют, скульптуры покрываются патиной, здания разрушаются, а музыка рождается вновь и вновь благодаря новым поколениям музыкантов. Музыка переживает историю, преодолевает время, она наиболее абстрактное выражение человеческих эмоций, которые столь же скоротечны, сколь и вечны. Существует легенда о том, что древние люди, дабы сохранить свои голоса для потомков, кричали в глиняный кувшин и тут же запечатывали его. Конечно, такая "звукозапись" невозможна, но что это, если не метафора древнего фольклора?